Прошло восьмое марта, можно выдохнуть. Не то, чтобы этот день напрягал, женщины заслуживают гораздо большего, просто в России все праздники превращаются в какое-то ожесточенное раскупалово всего в преддверие, пьянку во время и разочарование после. Ходил 7 марта по Москве и везде видел лица злых мужиков, мол, че-то надо ж покупать этим, и такие же лица женщин, мол, надо же чего-то надеть, а то ведь сегодня эти поздравлять будут. Поэтому, прошло и хорошо. Как чесотка. Другое дело КВН. Этот геморрой не сконцентрирован в одних 24 часах в году, эта куча плавно распределена в течение весны, зимы и осени, ее труп попахивает летом, и все это идет уже 55 лет. Поэтому, всем здравствуйте, давайте посмотрим на ваши вопросы.
Здравствуйте, Константин. Очень понравились ваши слова про теоретиков и практиков КВН, а также понравились все ваши вопросы, которые вы предложили вам задать. И мне действительно стали интересны ответы на них. "Как эффективней писать: в лист или в ноут? Группами по сколько человек? Как проводить первую репетицию? Что такое сидячая читка? Какие правила сценографии нужно знать в КВН? Как обойтись без режиссера – постановщика? На чем сэкономить, как не спорить из-за шуток, в чем магия «запаса»?" Довольно комплексный вопрос :) Заранее спасибо за ответы и ликбезДавайте по порядку. Хотя, конечно, если отвечать на свои вопросы, на ладонях начнут расти буквы из волос, но попробуем. Первый – как эффективней писать? Да как угодно. Другое дело - как эффективнее записывать. Раньше все было просто, компьютер был один на город, весил как КАМАЗ, поэтому, все писали на листочках, потом резали их на шутки и сбивали, переставляя эти полосочки. Сейчас ноутбуки есть даже у беспозвоночных из ЛДПР, штурмы по кругу ушли в далекое прошлое, репетируют все с телефонов, а шутки скидывают в ватсапах и группах в контакте. Поэтому, вопрос встает. Итак, если штурм устный на несколько пытливых рыл, то один человек сидит с ручкой или ноутом и записывает. Если вам не зачитываться через час (это если авторские группы разошлись на конкретный штурм), то я бы советовал записывать в листок. Но не обозначая, типа «медведь в интим-салоне», а расписывать максимально подробно, вплоть до сценографии, если по ней есть, что записать. Все фразы полностью, аккуратно, ничего не пропуская, все, что рассмешило до буквы. Штурм будет идти дальше, не отвлекайтесь на него, если что придумают в это время, запишет кто-нибудь другой. Почему лист? Потому что вы получаете дополнительную ступень контроля. Вы записали в лист, точно сформулировав шутку, затем переносите в комп, еще докручиваете формулировки, но при этом, уже понимаете, куда эта шутка может встать, кто ее скажет и т.д.. Если же вам надо будет зачитываться, время идет на минуты, то, конечно, сразу в ноут, и сразу по ходу записывания сбивать, чтобы понимать, где чего не хватает.
Писать лучше группами по 2-3 человека. Когда штурмуют четверо, один всегда спит в телефоне, чем больше людей в штурме, тем больше расслабона. А если эту четверку поделить на пары и развести на час по разным местам, то появляется соревновательный эффект. Есть те, кто умеет штурмовать и в одно лицо, но таким авторам надо чаще контролиться - зачитываться, причем именно вслух, чтобы они не загнались совсем в сторону.
Первая репетиция должна начинаться с сидячей читки. Это именно репетиция, а не процесс придумывания на ногах. Когда уже есть сценарий, он разведен по ролям, все шутки доформулированы, нет дыр, все цеха в сборе. Все цеха- это актеры, авторы, режиссер (если он отдельная единица), реквизитор, звуковик. Во время сидячей читки ставятся правильные интонации актерам, авторы понимают, где слабые места на слух, режиссер прикидывает, где и как ставить, реквизитор получает задание, звуковик записывает, на какое место, что подобрать. Дальше цеха расходятся работать, остаются режиссер и актеры и читка идет до тех пор, пока все не начнут говорить, как надо. И только потом, зная текст, надо вставать на ноги. Опять же, это если нет срочности, если шутки текстовые, и если команда не опытная. Опытные ребята проводят такие читки сразу по группам внутри блоков-номеров. Двое, которые делают Медведева в винограднике, уходят гонять в свой угол, Мама и Дочь едут в Амстердам – двое уходят в свой угол, фронт ходит учит свои связки-подводки-шутки и т.д.. Затем все вместе собираются и сводят это в одно полотно.
Режиссура и сценография. Очень многие команды страдают от двух вещей- неправильно сбитый материал, и неправильно разведенный по сцене конкурс. Для разводки, если нет режиссера, можно применять вот такую схему. Вышли – шутка-шутка – выход справа - выход слева – танец или муз сбивка. И т.д..
Если коротко, считайте, что зал – это кошка, внимание которой надо постоянно удерживать. Показали мячик, покрутили мячик, сместили его вправо, затем влево, затем вверх, вниз, снова влево, чтобы она не ожидала. В КВН вверх и вниз используется редко (флаги, гимнасты, на лошади, спуск в зал), поэтому, основные направления- это вправо-влево и вперед-назад. Если вы вышли линейкой и стоите говорите в зал, то это вы работаете вперед. После 30 секунд внимание к этому направлению ослабевает, поэтому, если не начинаются миниатюры-танцы, а команда остается на сцене линейкой, то к ней должен выйти персонаж сбоку, или кто-то подойти к ведущему, или еще какое смещение по этой оси. Если вышел слева, то максимально эффективно потом выпустить тело справа, понятно, тоже с шуткой. После того, как использовали эти направления, нужно снова менять вектор, - можно снова сделать вперед – поговорить с залом, вдавить в него песню, танец, можно после линейки в 6 человек стоя, оставить двоих сидя, используя вектор вниз и т.д.. Чем сильнее обновляется картинка, тем свежее заходит ваш юмор.
Далее. Если у вас нет режиссера, который смотрел бы со стороны и ставил, то можно сделать так. Рисуете на листочке раскадровку каждой шутки со схематичным изображением мизансцены. То есть, рисунок палочки и головы, кто где стоит на сцене. В начале скажем, 6 человечков в ряд, галочка над тем, кто говорит. Вторая шутка – диалог, один человек шаг вперед (рисуете стрелкой), второй отвечает (галочка), третья шутка – выход слева персонажа, стрелка и фигурка, галочка над тем, кто ему отвечает. И т.д.. Затем эту раскадровку вы переносите на репетиционную сцену, и каждый понимает, где он находится в каждый момент сценария. Останется только разобраться, кто куда переходит и что уносит, хотя и это можно нарисовать. Рисуете хоть в компе, хоть на листе, затем фоткаете, вот у вас готовая раскадровка конкурса. Остальное – дело интонаций и поз, это можно пройти на сидячей читке.
На чем сэкономить при подготовке к играм? Жить в хате, а не гостинице, не покупать сразу реквизит, а носить на редактуру пробники реквизита – скажем, не костюм русалки с нормальным хвостом, а из ватмана лист, раскрашенный как надо. Далее- прокачивайте свои группы-паблики, чтобы через них потом искать реквизит. А самое главное – каждый участник команды сегодня должен иметь две специализации. Скажем, актер и монтажер, или автор и музыкант. Универсальность потом пригодится и в жизни.
Как не спорить из-за шуток и в чем магия запаса? Споры из-за юмора- главная причина срача и трата 70% времени команды на репетициях. Решается очень просто. Выбирается один человек на всю игру, который говорит, вот эта шутка встает в тело сценария, а эта встает в запас. И все. Дальше решит редактура. Обязательно просите зачитать запас, чтобы хотя бы самим себя проконтроллить. Некоторая редактура просит запас показывать на ногах, значит, разведите. Запас нужно структурировать. Скажем, запас- диалоги в линейке, запас на номер про хор пенсионеров, запас на коды, запас на выходы. И все это аккуратно в отдельном файле страницы не более чем на три. И все. Показали основной конкурс. Далее зачитали бонус. И весь материал получил оценку жюри, не надо сраться полдня, какое слово использовать в песне- прекрасный или красивый. Это, конечно, приходит с возрастом или культурой, но магия запаса может ускорить этот процесс.
Фу, больше не буду за вас придумывать себе вопросы, иначе сотру оставшиеся восемь пальцев.
Здравствуйте, вот смотрите есть 2 игры. Они пройдут через месяц в одной лиге мы уже играли сезон (архива нет), в другой играем первый год и архив достаточно большой. Как их лучше сыграть? В одной новое в другой архив или во второй игре делать смесь? Или и туда и туда псиать новое?Начнем с того, что в одной лиге (в которой вы второй год) вы автоматически показываете новое. Это аксиома 1. Аксиома 2 – в игре надо выигрывать, то есть, показывать лучшее, что есть. Материал не надо экономить, нужно учиться писать лучше, больше и быстрее. Чем быстрее сольете вери бест, тем быстрее научитесь писать сразу нужный уровень. Поэтому, если игра в лиге второго сезона идет до новой лиги, то откатываете там, если слабо, добавляете архив и показываете здесь. А если наоборот, то сливаете бест здесь, в старой лиге копите новый архив, прессуете его в бест и снова сливаете. Но это работает только при условии, что зритель примерно одинаковый, а не так, что одна лига Вышка, а вторая школьная в Хабаровске.
Может ли телешоу закрыться НЕ из-за низких рейтингов, а по каким-либо другим причинам? Просто, например, исчезновение "Обратной стороны Луны" вопросов не вызывает, а вот закрытие таких шоу, как "Yesterday Live", "Прожектор", "Большая разница" - для меня загадка.Конечно, может. Например, бюджет первой разницы был более 700 тысяч долларов. И как бы программа ни нравилась, ее никто не хотел покупать. Поэтому, почти год шел торг Цекало с Первым каналом, пересмотр формата, чтобы вписаться в примерно 150-200. Это одна причина. Йестедэй лайв давал очень низкие доли для своего прайм-сегмента и отпугивал возрастную категорию. Эта программ держалась так долго только потому, что ее делал ручной Эрнсту «красный квадрат», который ненавидел «Разницу» и пытался любое говно ставить ему в конкуренцию. Разница по долям была процентов на 30 популярней Йестедэй. Из-за того же Красного квадрата сняли Южное Бутово, которое давало большие цифры. А уже потом у Светлакова появился эксклюзивный контракт с ТНТ, по которому он не мог сниматься на других каналах в своем амплуа. Эта же причина завернула и Пэрисхилтон. Ее как раз делал Квадрат, но к тому времени ТНТ ушел под Газпром, появилась надежная государственная крыша, ТНТ смогло встать в позу и заключило со всеми своими примами личные контракты.
Вы предположили, что существует ныне какой-то комитет по цензуре, что-то вроде того. Разъясните, пожалуйста, подробнее, с предоставлением прецедентов, доказывающих тезис. А то так-то создаётся впечатление, что дело-то в другом. Пример Нате (в 1/8 Вышки) как бы дал понять, что троллинг политической системы (так называемая "острота") кавээновскому зрителю нафиг не сдался. И так его везде полно: вон, мамкины оппозиционеры в китчевых пабликах шутят намного остроумнее. Может, для КВНа внутренняя политика - тема рудиментарная? Может, в XXI веке провокационный юмор уже никого не впечатляет?Я не предположил, я с ним сталкивался. И знаю, какие перепуганные идиоты там сидят. Например, один раз в одной программе у нас был скетч про мазь для спины. Обычная бытовуха. Мы сдаем программу на Первый, нам звонят и истерят в телефон, что этот скетч нужно убрать. Прямо слюни из айфона летят. На вопрос – почему, нам говорят, что неужели мы сами не понимаем, на кого эта сатира? Мы в тупике, но нам объясняют, что, оказывается, Путин неделю назад поранил спину, ходит в корсете, все об этом знают. Такой уровень маразма, конечно, редкость, но показывает уровень паранойи у цензоров. Это я уже не говорю о специальном человеке из администрации президента, который сидит в каждой службе новостей федеральных каналах и следит за нужными интонациями и акцентами при подаче новостей. Эти бы ребята с удовольствием цензурили бы и инет, но его сложно контролировать, это не канал, где отнял лицензию и частоту и все. Или спонсоров увел в приказном порядке, как с Дождя. Поэтому, в сети пока только тонны ботов пишут одинаковые комменты и запускают контрволну после любого разоблачения или обсуждения реально серьезных вопросов. А интернет сообщество на это хорошо ведется.
Почему вы так уверены, что после смерти Маслякова КВН придёт конец? Ведь есть пример ЧГК. Ведущий вёл игру четверть века, но после его смерти игра нормально продолжает существоватьТому КВН, который мы знаем, конечно, придет конец. Весь сегодняшний процесс КВН, как телепередачи, построен на личном мнении Василича. Все редактуры, все фестивали, весь амиковский КВН (а другого нынче не осталось) – это пирамида, вершина которой – Василич. Его мнение, его позиция, его репутация, интуиция, планы и мысли. Когда его сменит Саныч, у него не будет такого авторитета, любой взрослый редактор продавит его своим мнением, а значит, передача будет другой. Лучше или хуже – все зависит от людей, которые будут ее делать и их желания. Плюс, без Василича за тумбой, возможно, не будет и Эрнста в жюри. Как-то не с руки гендиректору канала ходить в гости к юнцу. Упадет общий авторитет программы, поредеют властные и медийные лица в партере, консервативная телеаудитория тоже потеряет пиитет. А там и до РЕН ТВ недалеко. По юмору КВН проигрывает камеди и стендапу вчистую, посчитайте количество шуток и смешных шуток на единицу времени. КВН держится на консерватизме Василича и публики. В любом случае, желаю Александру Василичу здоровья, жить еще долго и в полном сознании.
Какую оценку вы можете дать новому ПрожекторПерисХилтон?Потеряли былую остроту ребятки, конечно. Видно, что стараются, хотят блеснуть, но выглядит всё достаточно натужно. Плюс видно условие, при котором они вернулись, большая часть политических тем с нужными акцентами. И Захарова в гостях, хотя более противного юмору человека сложно найти. Но всяко лучше чем Минута славы.
Через сколько лет ваш сын начнёт публиковать Тёмные взгляды на Детскую лигу КВН?Надеюсь, он будет смотреть более смешные вещи.
Вы сказали, что не видите в вылете МЧС заговора. Однако новая роль жюри, когда упразднены таблички с оценками и просто встает человек и называет команду, которая идет дальше, на мой взгляд наоборот создает еще большее пространство для "решений спущенных сверху, то есть с балкона". Вы и сами писали, что жюри Премьерки до этого было ручным и контролировалось смсками с балкона, но если раньше протаскивание надо было подгонять под математическую сумму баллов, то теперь принимать можно абсолютно любые решения. Как вы оцениваете новую роль жюри в Премьерке 2017?Таблички в Премьерке были всего пару сезонов, все остальное время там коллегиальное решение по озвучиванию смсок, пришедших с балкона. Какой в МЧС заговор, если они на зал не сильно зашли? Могли добрать, но это уже утешение для бедных. Просто был системный глюк, как мне кажется, все поверили, что это смешно, всем нравилось, но все забыли, кто будет в зале. Малолетки и провинция. Говорят, Сан Саныч убеждал папу добрать, но тот уперся.
Почему команды играют под скучными названиями? Уфа "Уфа", Саратов "Саратов", город Пятигорск - "Городъ Пятигорскъ" (последнее - самое дурацкое, что можно было придумать: сборная была уже)Ну, вы сами ответили, что название неважно, по сути, для побед в КВН. Оно становится важно дальше, когда команда будет гастролировать или делать собственные проекты, тогда им понадобится свой брэнд. Но команды никогда не думают об этом, когда создаются. Причин серых названий несколько. Первая – платит за КВН всегда региональное государство в разных его проявлениях. По сути, весь КВН- это огромный насос, который качает деньги из нищих и не очень регионов обратно в Москву. Как и федеральные розничные сети, торговые моллы да и почти весь российский бизнес. А уровень креативности большинства мэров и губернаторов вы можете себе представить. Совок там из головы никогда не выходил, поэтому, для них серость- любимый праздничный цвет. Отсюда все сборные городов и областей. Кроме того, очень часто команды, доходящие до телевизора – это реально сборные, собранные из нескольких команд в нескольких стадиях эволюции, и их объединение происходит почти всегда под ярким, как пыль в трусах библиотекарши, названием Сборная Области или Города. Кстати, тут креативные векторы квнщиков и управленцев сходятся, лишь бы дали деньги, лишь бы представляли регион. С вузами такая же беда, уровень ума ректоров можно оценить по Плешке, отказавшейся финансировать команду Чистые пруды после того, как она феерично выступила в первой игре вышки. Это, видите ли, не соответствует духу и образу студента вуза. Это шоу-бизнес, детка. Лучше выигрывать, не соответствуя, но неся название спонсора, чем проиграть и просто быть забытыми всеми, опять же, вместе с меценатом. Люди не воспринимают КВН как бизнес. Для кого-то он игрушка перед выборами, для кого-то собственные не реализованные творческие потуги, для кого-то способ заявить о себе на новой должности, для кого-то желание сесть в зал вместе с элитой в партер Вышки. Но ни одной области, ни одному городу, ни одному ВУЗу, ни одному бренду КВН не помог сделать маркетинговый рывок и выйти на какие-то новые горизонты. Просто челядь хочет прикоснуться к сиське, которую иногда поглаживают сильные мира сего. Не надо забывать, что, если кто-то выделяет деньги на КВН, то есть кто-то, кто хотел бы эти деньги получить на волейбол или строительство храма. Поэтому, всегда есть друг, который воткнет в спину нож при первом удобном случае. Таким случаем может стать хоть проигрыш, хоть необычный формат, хоть странное название. Трудно давать деньги команде с названием «Плюшки Ярослава Гашека» и не отвечать вопросы, не накурен ли ты.
Кто-то скажет: похер на название, главное быть смешными. Вон, сборную Питера все же помнят!
Допустим. Ну, а самим участникам таких команд не западло играть под безликой вывеской? Где жажда индивидуальности, в конце концов?
Ещё предельно тоскливыми считаю такие названия команд, как Днепр, Урал, Байкал и т.д. Про Гуранов и Поморов лучше промолчу.
А вроде креативные ребята играют.
Константин, почему сейчас не котируются женские команды? Раисы взяты за былые заслуги и все. Последняя женская команды была из Ростова, но и на этом все.
В премьер-лиге сразу 3 женские команды не смогли преодолеть рубеж 1/8. Тут конечно можно погрешить на новую схему турнира, но все же!
Ладно Новосибирск и Челябинск - не сильно опытные команды, но при этом покорившие Сочи. Но Хабаровск!
Команду два года мариновали в первой, чтобы слить в 1/8 премьерки?
В чем, по Вашему мнению, причина такого отношения?
Не котируются, потому что, видимо, сегодня они не смешные. У девочек сложность в том, что все хотят быть красивыми, а ценятся дуры. Это раз. Два. Комедийные актрисы рождаются нечасто, а сегодня есть возможность рвать публику в сети, читать стендап, пробоваться на кастинги в сериалах и шоу, а не ползти кровавой тропой КВН. И если парней еще хватает, чтобы заполнять все русла творческого пути, то девочек - увы. Но если снова появится новая Оля Картункова или Наталья Андреевна, то все карты в руки. Но, заметьте, и та, и другая были звездами не в женских командах. В женских тяжело быть звездой, потому что девочка среди девочек выделяется также, как керамзит среди гальки. К тому же, придумывание юмора - это больше мужская стезя, это даже девочки-авторы признают. Мужикам легче. Ну и еще один аргумент, чисто женская команда в решающей игре всегда проиграет чисто мужской, потому что в жюри сидят, как правило, самцы. Это просто гендерная солидарность. Да, до полуфинала вы скачите, сиськи-жопы показывайте, радуйте гормоны, но на ключевые посты-места мы поставим родных внешнеписечных людей. КВН просто повторяет тенденции общества.
Вопросов несколько:1) Выступление нужно делать смешным и без провисов. Все остальное частности. Способов миллион. Если смешная шутка перебивает остальные после нее, значит, остальные несмешные, или эта шутка не ложится в концепт. Тут два пути – менять концепт или писать смешные шутки в старый концепт.
1) Как грамотно построить выступление? Именно по шуткам, бывает ведь, что влезает смешная шутка вначале и перебивает все остальное выступление.
2) Есть ли какие то техники писания? Вы как автор, сколько пишете в день? Как пишете? Какая атмосфера вокруг? Тяжело писать ежедневно. Есть ли какие то фишки в плане этом?
3) Как найти баланс между заезженными стереотипами и понятным всем юмору? Обычно ведь массовый юмор строится на стереотипах, или я ошибаюсь?
4) Если отвечали на все эти вопросы, можно как то отсигналить мне, если не трудно.
2) Техник мозговых штурмов много, гуглите. Я пишу по-разному. Если это срочность, типа, штурм на час-два, то я сажусь перед ноутом и смотрю в него в надежде отыскать юмор. Раз в 30 минут играю матч в ФИФУ, чтобы обнулить мозг, иначе он будет цепляться за прошлые парадоксы. Во всех остальных случаях штурм идет непрерывно в голове, если нет срочности, а есть проект, то мозг все равно думает о нем, и наматывает на себя все, что этому проекту поможет. Конечно, это нужно делать ежедневно, есть теория 10 000 часов, гуглите, там все достаточно правдоподобно. Способ писанины зависит от уровня автора. Например, я могу сесть и написать шутку про строителя, который встретил Путина на лыжне. То есть, шутку в конкретное место конкретного номера или скетча. Поэтому, для меня важнее придумать сначала скелет и драматургию с поворотами, а затем наполнять ее шутками. А неопытные авторы так не могут, поэтому, они вынуждены накидывать кучу шуток в разные стороны, а потом пытаться увязать их друг с другом. Не забывайте, что писанина непрерывно связана с оценкой того, что ты написал. Ты можешь гениально писать, но не понимать, что из этого смешно. Для этого в стендапе используют бади, в КВН зачитку и редактуру.
3) Массовый юмор строится на вещах, понятных зрителю. Это необязательно стереотип. Как раз наоборот, стреляет сильнее шутка, построенная на чем-то новом и не изъезженном, но всех задевающем. Первый человек, сделавший пародию на Эдварда Радзинского, выстрелил, через два года это стало шлаком. Так же как шутки про Собчак-лошадь или Басков- сладкий. Поэтому, я всегда стараюсь писать на актуал, и по событиям, и по трендам, чтобы точно быть свежим и не пытаться соревноваться с несколькими поколениями, придумывавшими шутки про тещу и гаишников.
4) Да, я на все это отвечал, поэтому, более подробные ответы ищите на сайте в соответствующих разделах.
Есть задача - придумать youtube шоу, в котором ведущие бы обсуждали новости, донося суть и забавно обшучивая. Первое, что приходит на ум - формат Прожектора. Но зная, какие там задействованы ресурсы как авторские, так и актерские, не хочется соваться в эту нишу, тем более, что сравнений не избежать. В какую сторону посоветуете думать, как придумать и развить формат новостей? Мб есть западные аналоги, на которые мы пока не обратили внимание? И самое главное - как это лучше писать? Штурмить новости? Писать каждый свое? Или обсуждать вместе? Буду благодарен за совет =)Делать шоу из новостей на телевизоре было много попыток, от Шоу-ньюз пельменей, до Урганта. И на западе тоже есть аналоги. Но вы же хотите сделать ютуб шоу, поэтому, вы должны понимать разницу между интернет-публикой и телевизионной публикой. Например, интернет позволяет делать более точечные продукты под свою целевую. Возрастную, социальную или образованную. Два- интернет проекты всегда короткие, длинный формат отпугнет сразу многих торопыг. Я вот заметил, что если ролик длиннее двух минут, то я уже думаю, начинать его смотреть или нет. Поэтому, гифки сейчас рулёз. И это не обязательно должен быть стол и ведущие. Новости можно обыгрывать в скетчах, в пранках, в челленжах. Сегодня мы оденемся Дональдом Трампом и пойдем драться в кулачный бой на Масленицу. Или давайте посмотрим, кого пропустят в очередь быстрее- человека, одетого обычно, или человека в майке Барселоны. Как вы поняли, в интернете еще очень важна актуальность, значит, ваш формат должен позволять максимально реактивно делать из новостей юмор. Поэтому, если скетчи, то в уже заготовленной локации. Скажем, есть все время псих, приходящий к врачу с очередной фобией. То ему кажется, что у него воруют из жопы газ украинцы, то он боится стать суррогатной матерью для Киркорова. Опять же, смотрите от собственных навыков. Если есть актеры и толковый режиссер-оператор– можно рассматривать игровые форматы.