Я очень боялся, что начну этот пост со слов «а счастье было так возможно». Заявляясь в этот сезон никто до конца не верил, что мы сможем его выиграть, хоть мы и пытались как можно чаще озвучивать эти цели. Лично у меня надежда появилась после четвертьфинала, когда оказалось, что можно выигрывать тем, что мы умеем. Но затем был Светлогорск, где мы вроде бы все рассчитали, а нам все вырезали, обосновывая тем, что «почему вы такие злые?».
Короче, ситуация на 1 декабря была такая, что оправданий для поражения нет. Все здоровы, время есть, конкурсов мало, площадка новая для всех, фаворит на самом деле не особо и фаворит, есть козыри, есть заслуги, есть желание повоевать. Хочется доказать себе, что ты разбираешься в том, как переломить визитку. И есть понимание, что это единственный шанс, а значит, все средства хороши. Но как ни странно, это не особо давило.
Мы определили для себя следующие векторы. Масштабность, потому что площадка большая. Минимум тонкого внутряка, потому что будет много людей, не регулярно смотрящих КВН. А если внутряк, то исторический. Номера с четкими точками и панчами, желательно подкрепленными звуком, потому что большой зал детонирует одновременно, только если все понимают, где шутка. А значит, где-то чуть попроще, понародней, помасштабней. Поэтому, оркестр, балет, массовка на финалке, поезд. Была цель, чтобы зритель выходя после финала, четко мог вспомнить яркое пятно у Вятки. Оркестр и поезд. Ну и хотелось того, чего еще не было в КВН. С оркестром пели, но не играли визитку. Про поезда домашки были, но поезд еще не уезжал.
Ведь в задумке это были шесть вагонов, наполненных командами, которые машут из открытых окон, проезжая по сцене. Однако, декорации и зал не позволили даже два вагона, а то, что в итоге выезжало на сцену, было в ночь до игры распилено вдоль, чтобы проползти в кулису. Но, как говорится, если насиловать хорошую идею, она станет лишь смешнее. Михаил Наумович, зайдя в поезд и закрыв дверь, не успел выйти из него с другой стороны. А наши толкатели деревянных локомотивов, стремясь быстрее увезти поезд со сцены, чтобы не просадить финал, прокатили Марфина за кулисы в лучших традициях РЖД. Извините, Михаил Наумович, но как вы сами сказали «такого со мной еще не было».
Короче, гигантизм, максимализм, долька проституции, большая порция ностальгии и тонна труда. Потому что оркестр в сорок человек репетирует не быстро. Звезды все время слетают и меняются. Плюс, умные люди сказали, что финал выигрывается на первом показе Василичу. Ну, может, не выигрывается, но какие-то расклады решаются точно. В этот раз мы сидели близко к нему, и слышали часть редакторских правок напрямую по ходу выступления команд. Приветствия шли очень долго, поэтому, сразу после них Василич предложил объединить визитки и капитанские. А идущие за ним капитанские подтвердили его мысль, потому что вместо заявленных в регламенте двух минут, шли не меньше пяти у каждого. Причем, готовые и нормальные были только у Раис и Дороги. У нас был очень простой ход, где Буш в белом извиняется перед всеми, кого обидел за эти годы, и он был не внутряковый, и не очень свежий, поэтому, на сборе особо не зашел. У Богдана был пробник из двух песен. Леша из Так-то пытался быть рок-звездой, Юсиф играл на рояле. Кто мог, вставил потом кусочки в визитку, но все понимали, что отдельные оценки капитанов, это просто способ сделать отрыв лидерам после приветствия. Ну потому что как ты сравнишь роль капитана у Раис и Вятки, где в одном случае это конферанс, а в другом всё?
После сбора стало понятно, что есть три претендента: мы, Раисы и Русская дорога. Так-то, Борцы и Плюшки не претендовали, не вывалили неопровергаемых козырей. Так-то и не особо хотели. Борцы не могли утвердить музыкалку вплоть до генералки. Плюшки имели просевы в визитке, и полное нежелание спекулировать на трогательности и финальности. Будь я на их месте 10 лет назад, делал бы также. Даже сейчас мне близко такое настроение, что похер на пафос, давай стебаться, но… НО. Задача выиграть – она не просто так сложна. Ты должен для себя решить, готов ли ты немного прогнуться, немного потратиться, немного упроститься, или освоить новый навык, стиль, масштаб. Потому что если ты реально решил биться за золото, ты должен быть готов переехать всех, кто будет играть на этих же полях. А позиция «главное смешно, а не победа», хоть и близка, но гораздо проще и, на самом деле, не делает вызова «а не говно ли ты» в случае провала.
Итак, мы в точке бора программы за четыре дня до игры. Претендентов трое, но трех чемпионов, наверное, не будет, поэтому, кто-то из этой тройки должен отцепиться. И, конечно, все квнщики дружат, никаких обид нет, но финал – это игра, которая ведется не только на сцене. Как пример. У Раис в приветствии Валерия изначально выезжала на поезде. У нас был поезд в домашке. Раисам убирают поезд в приветствии, потому что Валерия может и так выйти, там особо на этом ничего не построено было, шутка про Мякинино. Далее, мы звоним Пригожину, тайно от Валерии договариваемся с ним, чтобы в блоке «что нужно успеть сделать чемпиону» в домашке, Буш сказал: «Нужен скандал!», - вышел Пригожин и заявил, что не разрешал Валерии выходить за Раис.
Мы показываем это на втором сборе, Скок с Агафоном бледнеют и уходят думать. Их второй раз переехали, понятно, что нужны симметричные меры. И в день игры, Пригожина и Валерию встречают Раисы, потому что придумали на него шутку и созвонились. Пригожин извиняется перед нами, что он запутался, и мы теряем болт в конце конкурса. Хорошо, что там Кортнев был. Это я не к тому, кто прав, кто нет, это я к тому, что такое финал. Русская дорога на следующий день после сбора ставит финалкой в визитку свою же отбивку, как у Раис в музыкалке. Мелочь, но переезд. Не все эти вещи, особенно касающиеся звезд, может разгрести редактура. Нужно быть к этому готовыми.
Конечно, никто никому реквизит не портит, и стекло в туфли не сыплет, мы все-таки не в Большом, но желание бороться до конца – это то, что отличает финал от остальных игр. Потому что там можно пройти дальше, а здесь нужно обязательно выиграть. И у многих команд это, возможно, последний шанс.
Кстати, по Раисам. Я зашел на их страницу в контакте после финала, и там увидел просто поток говна. Я не понимаю, как так можно относиться к людям вообще, к девочкам в частности, а творческим людям особенно. Откуда негатив? Зачем выливать его на них? Как будто они ваши золотые медали забрали?! Вы даже не представляете, через что они прошли за все эти годы, насколько девчонкам сложнее играть, чем мужикам. Да, много где не смешно, да звезды, да, прикрывались чем могли. Но кто этого не делал, чтобы выиграть? Не у всех в регионе вырос Богдан или Буш. Разве кто-то не хотел выиграть чемпионство? Разве кто-то из участвующих в финале отказался бы от золота? Никто кроме тех, кто выигрывал финал, я думаю, не понимает, что это и как это сложно. Особенно, на второй год, когда уже и сказать нечего. Поэтому, девчонки, поздравляю еще раз.
Вернемся к финалу. Шесть команд для финала – это, конечно, много. На «Русской дороге» зал уже устал, и то, что могло заходить, не заходило. Мы стояли первыми, потому что оркестр долго заряжается, но на втором сборе мы стояли шестыми в приветствии, и понимаем, это уже очень тяжело. У нас ведь тоже должен был быть не просто Кривое зеркало, а во главе с Петросяном, потом с Дубовицкой. Чтобы было историческое событие. Но нет худа без добра, зато встала шутка про Степаненко. Зато теперь мы знаем, что Коклюшкин стоит полтос за концерт, но не для КВН.
Визитки – это час юмора в непонятно как детонирующем зале, где часть мест кое-что не слышит, часть мест кое-что не видит. Плюс у всех нервы, эмоции. Вот в этом, кстати, минус Плюшек. Это я возвращаюсь к фразе, фаворит оказался не фаворит. На обычный квновский зал до финала – они боги, наверное, самая смешная и свежая команда клуба сейчас, но в финале все кидают более солидные кости. Достают личные козыри, которые трогают людей больше чем шутки. Решение принимается не через экран, эмоции прощания выбивают слезы даже из не фанатов. А Богдан, что бы ни говорил, это рассматривается как стеб. Уходите? Ага, щас. Даже если бы он душу рвал, все бы ждали, что в конце будет выверт и стёб.
Мы же выходили прощаться. Короче, чтобы вы понимали настроение, одним из первых обсуждаемых вариантов на домашку - музыкалку (извините, что я то так, то так) был «Романс» Сплина. Еще была Сансара, ДДТ, Май вэй и т.д.. Но решили быть не банальными, и взять песню, в которой не только нытье, но какая-то светлая грустная радость. Паровоз придумался достаточно быстро, все остальное тоже наросло, причем, о том, что Василич закончил МИИТ, вспомнили далеко не сразу. Но, как говорится, к хорошей идее все хорошее липнет.
Саму игру в этот раз я помню очень хорошо. Я очень волнуюсь за свои команды, поэтому, это был редкий раз, когда я смотрел абсолютно трезвым. Все всё поняли после оценок за приветствие. По залу все было более-менее объективно. Все, кроме нас и Раис просели в важных местах. Две команды. Два чемпиона или один? Вот вопрос. Ну и соответственно, у Дороги бронза или ничего? Потому что домашка Плюшек раскатала бы в любом случае, она отлично разбавляла финальный пафос. После приветствия они вернулись из фаворитства в привычное состояние андердога, и снова смогли играть в то, что привыкли. Ну а дальше вы все знаете. Нам дали медали, я вышел под фейерверк, и ничего не почувствовал. Парни прыгали, обнимались, кричали «чемпионы», а я ничего не чувствовал. Никакого ликования, счастья или бешеной радости. Просто спокойствие, как будто какая-то одна очень натянутая струна вдруг лопнула внутри.
Я посмотрел в глаза прыгающим парням и понял, там тоже самое. Всем просто страшно, что они ничего не чувствуют. Опытные люди сказали, что ощущение приходит через неделю. Я пишу этот пост через пять дней после финала, видимо, пришло. Через поздравления людей, комментарии, смски, звонки, посты в инсте, фотки с игры,- ты понимаешь, что сделал что-то такое, что входило в список очень серьезных мечт. Но впереди еще Сочи. Мы все замираем, представляя, что будет, когда Гагара приедет на фестиваль в качестве чемпиона. Есть мысль, круглосуточно снимать его для реалити проекта «Божество принимает поклонение, к которому шло 18 лет». А еще в этом году в Сочи будет волна крутого внутряка, столько команд прощаются, должно быть весело. Ну и в конце концов, это тридцатый фестиваль. Юбилейный. Значит, нужно ждать чуда.
Спасибо всем, кто вывез, кто не запаниковал, кто вытерпел, кто решился, кто смог. Спасибо Никитосу, как главному нерву команды, Бушу, как монстру, который победил себя, всем героям: Артему, Радику, Артуру, Руслану, Андрею, Дэну, Грише, Максу, Насте, а также всем авторам, реквизиторам, хэлперам, музыкантам, кто шел навстречу, помогал, спасал и выручал, болел, советовал, настаивал, направлял и прожил с нами весь этот волшебный сезон.
Всем спасибо за внимание, с вами все эти годы была бабушка Ворон