Извините за лонгрид, но и вам особо делать нечего. Поэтому, не за один, а за несколько заходов прочитаете, было бы желание. Дальше пойдет речь про восьмушки, но все это было так растянуто во времени, плюс, последние события начинают делить жизнь на до и после карантина, поэтому, начнем с того, кто вообще оказался в сезоне Вышки 2020:
ПЕРВАЯ ИГРАТатнефть
Доктор Хаус
Юра
Буряты
ВТОРАЯ ИГРА
Русская дорога
Дети Тьюринга
Джи драйв
Рязанский проспект
ТРЕТЬЯ ИГРА
Громокошки
Сборная цирка
Крым
Волжане
ЧЕТВЕРТАЯ ИГРА
Михаил Дудиков
Армяне
Станция Динамо
Такая история
ПЯТАЯ ИГРА
Снежногорск
Я обиделась
Планета Сочи
Город Питон
Я посмотрел все восьмушки и поймал себя на мысли, что одни команды интересно смотреть, а другие нет. Причем, смешные шутки могут быть и там, и там, но вот одни обаятельные, а другие не цепляют. Да, во многом на это влияет реакция зрителей, съемка и все прочие составляющие, и наверняка, в зале эффект мог быть иным, но, тем не менее, вылетевшие команды смотреть было неинтересно. За исключением Города Питона. Там было все, чтобы зацепиться за результат. Не самые сильные соперники, лажающие старожилы, предсказуемые фавориты, и соперник-новичок, который не заходил. Они проиграли девочкам только по одной причине – их неправильно собрали и объяснили, что это за команда. Не беру в расчет музыкалки, там у обеих команд был жидкий КВН, да и разминку оценивали тоже на эффекте визитки. Итого, все решила разминка. По количеству зашедших шуток Питоны не проиграли девочкам, но последние объяснили, во что играют. Все девочки и мешающий им парень с кому-то уже известной моськой. Кто такие ребята вокруг кс-кс, было вообще непонятно.
Да, задали дурака, который Бразилия, но он дальше нигде не сыграл, линия не тянется, он превратился просто в конферанс. Да, стёбный, да, игривый, но зачем? Вы знакомитесь с вышкой, ваше основное оружие- кыс-кысы, так постройте все вокруг него. Команда пытается выступать, а ей мешает прохожий сбоку. В конце они решают играть вместе. Это самая банальная структура и драматургия вашего приветствия, но даже она будет лучше, чем хаос, который остается после вашего выступления. Хотите не банально – вперед. Просто ни зал, ни жюри в КВН не получают задание оценивать юмор, они оценивают эффект выступления команды. А чтобы был эффект, нужно относиться к выступлению как к цельному продукту, который с чего-то начинается, ставит интригу, дает завязку, а потом чем-то заканчивается, дает развязку и крючок дальше.
В четверти питонов хотелось бы видеть больше чем цирк, татнефть и джи-драйв, но научитесь структурировать ваш юмор. Это во-первых. Во-вторых, архивы премьерки показывают, что новые шутки в кыс-кысы нужного уровня не пишутся, хотя там могут быть любые актуальные вещи или любые текстовые конструкции. А это значит, что, либо авторских мощностей мало, либо они бьют не туда. Наличие префикса МФЮА – это, конечно, карма и гниль, но это и потенциальные деньги. Где-то тут что-то не сходится.
Еще одна вылетевшая команда, которую искренне жаль, это буряты. Это не значит, что я хохочу, приложив мизинец ко рту, над неудачами других команд. Я прекрасно понимаю драму каждого поражения, что такое вылететь в восьмушке, что такое закопаться с стиле, иметь миллион советчиков и все время стоять возле фразы «зае…ло, я на завод!». Поэтому, я всегда оцениваю не людей, а выступления команды, конкретные выступления. В данном посте восьмушки этого сезона вышки. И там жалко было именно бурятов. Хотя их проблемы схожи с волжанами, но есть небольшое отличие.
В волжанах раздражает их попытка замахиваться на то, что им не по статусу. Играть с подачей маститых артистов, считая, что мимические кривляния и меховые шапки перевесят текст, свежесть и точность формулировок. Они даже не пытаются шутить в своих номерах, надеясь, что вывезут актерски. По крайней мере создается такое ощущение. Волжане пытаются играть народных артистов, а буряты никого не играют, они такие, как есть. Волжане мечутся между спекуляциями и провокациями, то хватаясь за эпические ходы, то балансируя на тросике наглости по отношению к жюри, буряты ничего этого не умеют. Волжане тоже, но делают вид, что умеют, поэтому, и проигрывают. Буряты проигрывают, потому что не могут запихнуть себя хоть в какой-то конструктор или рамки.
Да, они чудные, да, они странные, веселые, комичные, но почему я должен от этого фанатеть или сопереживать? Почему мне должно быть интересно, как незнакомый мне азиат подкатывает к незнакомой мне девушке? Это вторично уже лет как 20 в КВН. Поэтому, как ни печально, но тоскливые волжане имеют шанс в кои-то веки послушать или взять толковых авторов, опереться на текст и начать делать из своего самолюбования плотный репризный ряд. А буряты, чтобы у них все сошлось, должны найти персонажа, который их объединит, перетянет зрительское внимание и будет понятен залу и жюри. Условный собиратель азиатов России или новый Азамат. Придумать им такого персонажа не получится, иначе они бы и из себя придумали что-то. Остается ждать.
Также не жалко Орел и Рязанский проспект, хотя, казалось бы, между ними интеллектуальная и юмористическая пропасть. У Орла были и хорошие шутки, и ходы, и даже с этим выступлением при наличии Эрнста они могли пробраться в четверть, но интересно не было. Орел играет в КВН, в котором нет ни капли его. Придуманный концепт в визитках, архаичные, обычно построенные на совке, ходы в домашках. И если раньше пародии на исторические личности не требовали похожести, то переход на пародии существующих персонажей ставит другие задачи гримерам и кастингу. Был бы Соловьев портретной копией, и, так как это старт нового концепта, то не такой убогой копией, как Мишустин у татар, то эти шутки бы сработали гораздо лучше. И самое главное, оставили бы после себя нужное послевкусие – шоу, как никак. А когда это просто несколько непохожих человек одетых в обычное, то нет никакого трамплина, который поднимал бы мою реакцию, как зрителя, вверх.
Причем, у Орла запоминаются лица, правда, ты не знаешь, как их зовут, потому что они не персонифицированы. Имело бы смысл разделить линейку и историческую часть. Чтобы было 5-6 запоминающихся лиц команды с именами и понятными образами, а вся историческо - пародийная часть заполнялась выходной группой. Чьи интересы тоже могут представлять два говорящих актера. Они выходят и у них конфликт с линейкой. А линейку связать с массовкой тем, что они историки или связанные в историю люди. Или сделать конфликт: люди, вошедшие в историю (массовка и костюмы) против людей, в нее вляпавшихся (команда историков, которой вуз сказал выиграть, наказав их этим самым за разные косяки). Если они, конечно, этот сезон переживут. Как команда.
Рязанский проспект просто, видимо, должен был попасть в вышку, или была надежда, что произойдет чудо и ребята внезапно эволюционируют. В том году было понятно, что это тупиковый путь, очень поверхностный, вторичный и нереалистично поданный формат. Все ребята умеют играть в КВН, в обычный КВН. Они в него и играют. Нет никакой смешной надстройки, которая строилась бы на их гопническом анамнезе. Присели-покурили кальян – вот самая смешная фишка их карьеры. Она также точно подошла бы команде наркоманов, кавказцев, деловых ребят из столицы и т.д..
Наверное, из гопников, при должной реализации людьми с «повидавшими» лицами, еще можно высекать юмор. Однако, попытка сделать команду современных молодых патриотичных гопников-патриотов силами обычных квнщиков, не сильно богатых актерски, - это очень странная ставка. Наверное, жителей окраин Москвы можно как-то показать, но не так. Например, сборная остановки. Там 40 человек стоит каждый день, так сплотились, столько всего смешного друг другу наговорили, что организовали команду КВН. И через ругань шутить над проблемами окраин, конфликте с центром и всем остальным, отделении от Москвы и присоединении к России и прочими тэгами, которые дает такая тематика. Меняться сложно, особенно когда ты отправляешься в путь, который никто не знает, чем закончится, но по-другому не бывает. Это жизнь.
В общем, на Рязанский проспект смотреть было неловко, плюс добавила разминка, а на многие команды смотреть было скучно. В такую категорию я отношу Татнефть, Я обиделась, Планета Сочи, Джи-драйв, Татнефть, Цирк. Как ни странно, армяне, благодаря самому шерстяному хороводу в истории, были веселы, очень легки, без натужности. И хоть болтов там было, как в кузнечике сала, но было хорошо после них. И юмор был правильно расставлен, и стеб был, и не было никакой претензии на пафос, международную политику и секс. То есть, на банальные стереотипы. Хотя в итоге, все равно ими все заканчивалось.
И Снежногорск не был скучен, потому что на фоне остальных команд того дня его прямо ждали. И даже очень спорные и слабые вещи не выбили из колеи этот молчаливый атомный ледокол КВН, который вернул старое правило шуток: лучше количество чем качество. Все, где надо было прикрыто песней и сменой костюмов. Повторюсь, в той игре этого хватило. Потому что все соперники были не айс в визитке.
Планета Сочи, которая сделал хорошую музыкалку, полностью спекулятивную, но работающую, где даже средние шутки заходят на присутствии членов жюри. И правильно обвязали мамой, вторичность которой компенсировали, посвятив Маслякову. Мамой его еще не называл. Впервые такое в телевизионном КВН, видимо. Но визитка была мертва, как камень, которым убили камень. Стаканы без вина только добавили веса батарее, привязанной к ногам приветствия. Да, были точечные реакции и неплохие, но зал принимал очень тяжело, и это же ощущение было в эфире. Не веришь. Не работает обаяние, поэтому, где чуть слабая шутка, зал не торопиться реагировать. Почему не работает? Конкретно здесь, фронт перегнул с акцентом, плюс, слабые и вторичные шутки. Хотя, они пытались уцепиться за актуал. Просто сейчас все, что тогда было важно, уже не актуал. В Сочи тоже была тишина, нет кредита доверия. То есть, много спекулятивных ходов, которые не оправдывают выданных авансов. Команда нагоняет пафос, который ничем не подкрепляется. Нужен просто более яркий и затейливый старт, чтобы конфликт внутри сразу заработал, а не вытекал из знакомства и «подготовили что-нибудь». Этот стержень протыкает уже только очень размякшие залы.
Девочки из Новосибирска, становятся еще одной жертвой разницы реакций Сочи и Вышки. Понимай они, что все это не сработает, могли бы и переложить часть текста в более понятные формы. Шнайдер тараторил быстро, но не в этом дело. Как ни странно, в деталях. Костюм? Почему на нем надета одежда, в которой из веселого только фамилия китайского упаковщика на бирке. Он же комичный яркий мужской врывающийся персонаж, значит, треники, или спортивный костюм, или наоборот, тройка и цилиндр, или клетчатая рубашка и кепка дальнобойщика, или рыбак. Его задача уходить и выходить переодетым в новый мужской образ, так сказать, накачивать тестостероном ваше вялое приветствие.
Короче, есть конфликт, который сводится к одинаковыми заходам на все претензии. Ты кто такой? Нам не нужен мужчина. Почему не вызвать женскую полицию? Не вырубить его и думать, куда деть труп? Не развести его на деньги? Не провести кастинг мужиков, раз уж кого-то надо брать? Если эти ходы экономились на поздние стадии, то зря. Здесь не хватило обостряющих поворотов в конфликт. А еще не было понятно, кто вы. Девочки из Новосибирска. Которые сами прошли весь путь до вышки. И тут к ни врывается чувак, я буду с вами играть. Я тут был, поверьте, я не напрашиваюсь, хотя, кому я вру… И с ним борьба, которая заканчивается – играем вместе. Общая драматургия была соблюдена, начало и конец верные, но внутри все было скучно. Но этого хватило даже при отсутствии музыкалки, потому что все реакции на ней были из жалости. Вторично, плохо, неинтересно по текстовым шуткам внутри. Сработал рефрен, и пара раз еще, это сгладило общую неловкость, но она была. Этого не хватит на полуфинал. Нужно учиться крутить свой конфликт, причем, зацепляя актуал.
Хотя практически точно такой же КОП был у Динамо. Просто очень четко спетый, понятно написанный, нормально структурированный. И более парадоксально хоть и просто начавшийся. Сразу каламбур – бог музыкалок и поехали. КВН – это не соревнование юмора, это соревновании в эффекте, произведенном на зал, в желании зала увидеть тебя еще раз больше чем других. За качество того, что хочет зритель, отвечают редакторы. В вышке, а также в централках, жюри командам не дописывает. Может, что-то вкинуть, пока обсуждается проблема, но так, чтобы вот дырка, давайте сейчас штурманём и закроем, - такого нет. И вот Питонов и Новосибирск редакторы не собрали правильно. Скорее всего, они объясняли команде, что хотелось бы, но те, либо не понимали, либо не могли придумать, что, в принципе, одно и то же.
А вот Динамо собрано было правильно. И даже не самые сильные номера были засунуты между началом и последним блоком так, что могли заходить через раз, лишь бы не провисали по темпу. Но это, опять же, здесь. Проскочить на женском фоне и слабости соперников в разминке, такое бывает в жизни раз. Дальше нужно фантазировать и повороты визитки, и спекуляции визитки, а это вторая игра, уже можно пробовать, уже, вроде, знакомы. И музыкалки тоже на одних копах не пересидишь. Попадутся в игре дураки вроде Дудиковых, географисекие фавориты типа армян и холодный каток оживших каламбуров из-под Мурманска, - и обаяния не хватит. Нужны более тяжелые инструменты.
Дудиковы. Да-да, это я уже перешел к тем, кого смотреть было не скучно. Они тоже поделились на две группы. Первых нескучно смотреть, потому что ты видишь, как они пытаются натянуть свои навыки и глобус музыкального конкурса или последнего номера в визитку. Например, Громокошки, которых любой длинный конкурс по-прежнему ставит в тупик. Как можно не шутить минуту? Да еще и без ежа в рюкзаке. Вот их интересно было смотреть, как выкрутятся, что зайдет, и все такое, потому что мне они нравятся, они нравятся тусовке, просто уровень их странности с первого раза с вышкой не сбалансировался. Второй тоже не сбалансировался, но они стояли с Цирком, Крымом и Волжанами, этого хватило. Там были настолько дырявые визитки, что Громокошки с их энергетикой произвели эффект разорвавшегося на две команды Агафона.
Видно, что цирк Стас собирает без души. Пока прямо на ободах. Типа, восьмушку все равно пройдем, потом раскатимся. Но есть Снежногорск, основная агафонова любовь на этот сезон. Как будут делиться каламбуры между двумя самыми возрастными командами высшей лиги? Покажут после программы Время.
Крым тоже не удивил. Казалось, такая география позволяет трогать такие тонкие и взрослые вещи, которые больше никому нельзя, а вместо нее какие-то примитивные миниатюры. И их визитка сошлась в пятерошную только с помощью саксофона и Пелагеи. То есть, просто смешного материала у них на визитку вышки нет. Тогда вот какой вопрос. Даже если им будут давать делать регулярно такие аттракционы, чем они будут заполнять время до? Нужно резко мобилизировать визитку, сделать одного входняком, туристом в Крыму, который за ними поехал, потому что Крым - это не земля, Крым- это люди. Затем конфликт проложить между крымчанами и россиянами, мол, из-за вас на нас санкции наложили. Хотя вы это мы… Они молодцы делали, что откровенно никого ни во что не целовали, ура-ура-юмора не было, но первый шаг сделан, теперь нужно окапываться.
И Крым, и Цирк – это все команды, которые интересно, как зайдут, как будут щупать новые ходы конструктора, как и что будут выжимать из своей темы. Не в смысле предубеждение, с которым ты садишься смотреть команду, а ощущение, возникающее на 2-3 минуте визитки. Русская дорога туда же. Пока непонятно, насколько конкурентоспособна замена в серьезных соревнованиях, в восьмушке они были не очень убедительны, но запас их вседозволенности в КВН огромен, они все равно будут это превращать в болты. Тогда и посмотрим.
А были команды, которые к этому времени удивляли по-другому. Интересно было просто, что дальше, пофиг, зайдет – не зайдет. Таких команд три. Тюринги –дебютанты, там архив за всю их небольшую жизнь, белорусская экзотика, разговаривающая с позиции стеба, интеллект, как-никак. И Дудиковы, которые из абсолютно неправдоподобных отца и сына стали народными героями и теперь обрастают другими персонажами и смешными связями с действующей линейкой. И это уже претензия на что-то большее, чем народные любимцы. А легкость, которая была в разминке, показывала, в каком они сейчас тонусе, и что пока в это играть по кайфу. Обратите внимание, как младший Ладошкин во время своей визитки выходит из-за кулис. Он подпрыгивает, даже когда этого еще не видит камера. Короче, годнота, весело, обаятельно.
Тьюринги такими скиллами пока не обладают, опять же, посмотрите разминку, архив остался уже выпотрошенный, но, если не дурачки и кто-то подскажет, можно донаглеть до финала. Главное, правильно понять, почему так зашло. Но-виз-на. Туда надо и копать. А разминку прорезинить для начала, потому что явно эта игрушка всем понравилась. Несмотря на неловкие переходы членов жюри, условные декорации и команды, за которые бывает стыдно. Это реально оживило импровизацию и стало видно, кто как вообще соображает. Плюс, мы, наконец, услышали, как говорит снежногорская молодежь. Так себе, результат на 58 существования игры.
Третья команда –это Юра. Я понимаю, что удивляют те команды, чьи архивы ты не знаешь и их не видел. Но кроме этого Юра радует другим. Не все шутки там можно пробить, не все концовки ситуаций предсказать, плюс, Гар делает все очень естественно, даже когда заигрывается. Я посмотрел их на фестивале лампы, по-прежнему, интересно. Вторые конкурсы там придется выдумывать, но одну игру еще будет не скучно.
Отдельно стоит Доктор Хаус. Интересно, о чем их миниатюры, интересно, когда они шутят коротко, но противно, когда начинаются обычные обманные ситуации в музыкалках. Ходы, которые все видели не раз. То есть, в визитке это глоток свежего юмора, хоть он и в, прости господи, миниатюрах. Ой, я же атеист. Прости господи еще раз. А в музыкалке ничего свежего нет, и ты улыбаешься по инерции. Это не музыкалка Тьюрингов, где снова была красивая смешная идея, и люди простили ее достаточно банальное наполнение.
О ком еще не сказал? Татнефть. Ребята играют в КВН, который был 20 лет назад. Пытаются задать образы, но пока получается медленно. Пока всех выручил Шарафутдинов. Мне было скучно их смотреть. Там часто есть смешное, там нет ничего зашкварного, но вот неинтересно, что будет дальше и все. В общем, верните на биатлон Так-то. И им бы на этом играть, на отсутствии обаяния, а они все еще его прикрывают. Смотреть, как они пробуют одну скучную вещь за другой, и не сдаются,- вот это интересно.
Еще джидрайв. Вот мне непонятно, зачем их смотреть, потому что они не объясняют, кто они и ни у кого из них из головы не растет маленький грузин. В том смысле, что они не показывают, что дальше будет интересно, ни рассказывают об этом. Да, выходят люди, да, шутят, бывает смешно, хотя, когда говоришь с Гусманом, все смешно. Он очень талантливо спит. Но вот почему дальше будет интереснее, я не понимаю? Мне не сказали, в конце будет клонирование Пелагеи, мне показали палача, который точит топор, чтобы в конце отрубить самому несмешному участнику команды голову. Короче, их визитка не похожа на трейлер смешного сезона команды КВН.
Резюмируем.
Резюмируем.
Закончили резюмировать.
Прошли восьмушки и черт с ними, хотя вместо цирка я бы лучше посмотрел на актеров, вместо джидрайва на флэш-рояль, а вместо татнефти на +7, но среднестатистический зритель высшей лиги, женщина 44 лет, решила бы вообще по-другому, и у нас до сих пор бы играли Гусары. Поэтому, примем за обстоятельства высшей силы. Прошли интересные команды, у неинтересных есть шансы стать интересными, по крайней мере, им придется рисковать, а это всегда путь вперед. В общем, если сезон дальше и состоится, он будет интересным.
Сейчас куча времени, чтобы подготовиться к четвертьфиналам. Проблема в том, что это будет очень одинаковый юмор про одну тему, а еще в том, что уровень шуток об этом устаревает ежедневно. С одной стороны, мы получаем кучу мемов в интернете, с другой стороны, куча новостей о росте количества жертв и заболевших. И как все в итоге закончится, не знает никто, также точно, как не знает, как это будет подаваться массовому зрителю. Ерунда, пронесло. Или это горе должно всех нас сплотить. Учитывая, 75 годовщину окончания Второй мировой, трактовки и пропаганда может быть абсолютно разной. А это будет иметь значение для команд, как и главное, о чем говорить с залом. В интересное время живем, зато при канализации, водопроводе и после отмены рабства. Были времена и похуже. Сырое мясо когда-то ели, причем, брали его из родственников.
На этой радостной ноте и зафиналим.
Всем здоровья, спокойствия и удачи.